22. Прохождение государственной службы. Прохождение государственной службы


22. Прохождение государственной службы

Право поступления на государственную службу имеют граждане Российской Федерации не моложе 18 лет, владеющие государственным языком, имеющие профессиональное образование и отвечающие требованиям, установленным для государственных служащих.

При поступлении на государственную службу, а также при ее прохождении не допускается установление каких бы то ни был прямых или косвенных ограничений или преимуществ в зависимости от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, наличия или отсутствия гражданства субъектов Российской Федерации, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, созданным в порядке, предусмотренном Конституцией Российской Федерации и федеральным законом.

Гражданин не может быть принят на государственную службу и находиться на государственной службе в случаях:

-  признания его недееспособным или ограниченно дееспособным решением суда, вступившим в законную силу;

-  лишения его права занимать государственные должности государственной службы в течение определенного срока решением суда, вступившим в законную силу;

-  наличия подтвержденного заключением медицинского учреждения заболевания, препятствующего исполнению им должностных обязанностей;

-  отказа от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую законом тайну, если исполнение должностных обязанностей по государственной должности государственной службы, на которую претендует гражданин, связано с использованием таких сведений;

-  близкого родства или свойства (родители, супруги, братья, сестры, сыновья, дочери, а также братья, сестры, родители и дети супругов) с государственным служащим, если их государственная служба связана с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому;

-  наличия гражданства иностранного государства, за исключением случаев, если доступ к государственной службе урегулирован на взаимной основе межгосударственными соглашениями;

-  отказа от представления сведений.

При поступлении на государственную службу гражданин представляет:             

-  личное заявление;

-  документ, удостоверяющий личность;

-  трудовую книжку;

-  документы, подтверждающие профессиональное образование;

-  справку из органов государственной налоговой службы о представлении сведений об имущественном положении;

-  медицинское заключение о состоянии здоровья;

-  другие документы, если это предусмотрено федеральным законом.

Гражданин поступает на государственную службу на условиях трудового договора, заключаемого на неопределенны и срок или на срок не более пяти лет.

Поступление гражданина на государственную службу оформляется приказом по государственному органу о назначении его на государственную должность государственной службы.

Для определения уровня профессиональной подготовки и соответствия государственного служащего занимаемой государственной должности государственной службы, а также для решения вопроса о присвоении государственному служащему квалификационного разряда проводится его аттестация. Порядок и условия проведения аттестации устанавливаются федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Основания для прекращения государственной службы :

-  при увольнении государственного служащего, в том числе в связи с выходом на пенсию;

-  по основаниям, предусмотренным Трудовым кодексом;

-  увольнение государственного служащего может быть осуществлено по инициативе руководителя государственного органа в случаях:

1) достижения им предельного возраста, установленного для замещения государственной должности государственной службы;

2) прекращения гражданства Российской Федерации;

3) несоблюдения обязанностей и ограничений, установленных для государственного служащего федеральным законом;

4) разглашения сведений, составляющих государственную и иную охраняемую законом тайну;

5) возникновения других обстоятельств, предусмотренных законодательством.

Продление нахождения на государственной службе государственного служащего, достигшего возраста 65 лет, не допускается.

При прекращении государственной службы в связи с выходом на пенсию государственный служащий считается находящимся в отставке и сохраняет присвоенный ему квалификационный разряд. В трудовой книжке производится запись о последней государственной должности государственной службы с указанием «в отставке».

studfiles.net

21) Прохождение государственной службы.

Прохождение гос службы – это совокупность юридических фактов (событий и действий), с которыми законодательство связывает возникновение, изменение и прекращение государственно-служебных отношений.

Прохождение государственной службы включает в себя поступление на службу (назначение на должность), осуществление службы (присвоение классного чина, аттестацию, применение поощрений и взысканий), прекращение государственно-служебных отношений.

Прохождение гос службы регламентируется не только Федеральным законом «О гос гражданской службе РФ» ФЗ№ 79, иными федеральными законами (например, Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе») и законами субъектов РФ о гос службе, но и указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти.

Федеральные законы о видах гос службы и иные нормативные правовые акты РФ устанавливают порядок поступления на гос службу и замещения вакантных должностей гос службы на конкурсной основе, условия формирования конкурсных комиссий, правила опубликования информации о конкурсах в средствах массовой информации, а также предусматривают другой порядок поступления на гос службу и замещения вакантных должностей государственной службы.

Федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации устанавливают формы подготовки граждан для прохождения государственной службы.

Переподготовка, повышение квалификации государственных служащих осуществляются в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ.

Принципы прохождения государственной службы:

- федерализм, обеспечивающий единство системы государственной службы и соблюдение конституционного разграничения предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

- законность;

- приоритет прав и свобод человека и гражданина, их непосредственное действие, обязательность их признания, соблюдения и защиты;

- равный доступ граждан к государственной службе;

- единство правовых и организационных основ государственной службы, предполагающее законодательное закрепление единого подхода к организации государственной службы;

- взаимосвязь государственной службы и муниципальной службы;

- открытость государственной службы и ее доступность общественному контролю, объективное информирование общества о деятельности государственных служащих;

- профессионализм и компетентность государственных служащих;

  • защита государственных служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную служебную деятельность как государственных органов и должностных лиц, так и физических и юридических лиц.

Прохождение государственной службы в идеале должно основываться на принципе «заслуг и достоинств».

Институт прохождения государственной службы характеризуется следующими основными чертами.

1. С практической структурно-функциональной точки зрения прохождение службы является длящимся процессом, начинающимся с возникновения гос-служебных отношений, т. е. с момента замещения служащим гос должности, связанным с дальнейшим перемещением лица по службе, проведением оценки и аттестации служащих, и заканчивающимся прекращением государственно-служебных отношений.

2. Содержание прохождения службы, т. е. выполнение гос служащими своих должностных обязанностей, управленческих и других функций; на этом временном отрезке реализуется правовой статус гос служащего.

3. Прохождение гос службы устанавливается нормативно.

4. Условия прохождения гос службы: продолжительность служебного времени, ежегодного оплачиваемого отпуска; дополнительные отпуска; денежное довольствие служащих; льготы, гарантии и компенсации; гос личное и дополнительное социальное страхование; порядок обеспечения жилой служебной площадью, служебным транспортом; услуги технического и социально-бытового характера при нахождении в служебной командировке и т. д.

Поступление (граждане РФ, достигшие 18 лет, владеющие гос. языком РФ и соответствующие квал. требованиям). Поступление гражданина осуществляется по результатам конкурса. Конкурс заключается в оценке проф. уровня претендентов на замещение должности гражданской службы, их соответствия установленным квалификационным требованиям к должности гражданской службы. Конкурс не проводится: при назначении на замещаемые на определенный срок полномочий должности гражданской службы категорий "руководители" и "помощники (советники)"; 2) при назначении на должности гражданской службы категории "руководители", назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Президентом РФ или Правительством РФ; 3) при заключении срочного служебного контракта;4) при назначении гражданского служащего на иную должность гражданской службы; 5) при назначении на должность гражданской службы гражданского служащего (гражданина), включенного в кадровый резерв на гражданской службе.

Прохождение государственной службы включает в себя: назначение на должность; присвоение классного чина, дипломатического ранга, воинского и специального звания; аттестацию или квалификационный экзамен; другие обстоятельства (события) в соответствии с законодательством РФ о государственной службе.

Квал. экзамен проводится при решении вопроса о присвоении классного чина гражданской службы по инициативе гражданского служащего не позднее чем через три месяца после дня подачи им письменного заявления о присвоении классного чина гражданской службы. Но не чаще одного раза в год и не реже одного раза в три года. Непосредственный руководитель пишет отзыв в конкурсную комиссию, методы оценки профессиональных качеств гражданских служащих, включая индивидуальное собеседование и тестирование по вопросам, связанным с выполнением должностных обязанностей по замещаемой должности гражданской службы.

Аттестация проводится в целях определения его соответствия замещаемой должности гражданской службы, проводится один раз в три года. Для проведения аттестации правовым актом государственного органа формируется аттестационная комиссия. Состав включаются представитель нанимателя и (или) уполномоченные им гражданские служащие (в том числе из подразделения по вопросам государственной службы и кадров, юридического (правового) подразделения и подразделения, в котором гражданский служащий, подлежащий аттестации, замещает должность гражданской службы), представитель соответствующего органа по управлению государственной службой, а также представители научных и образовательных организаций, других организаций-эксперты. По результатам аттестации принимается одно из следующих решений: 1) соответствует замещаемой должности 2) соответствует замещаемой должности и рекомендуется к включению в кадровый резерв для замещения вакантной должности в порядке должностного роста; 3) соответствует при условии успешного получения дпо; 4) не соответствует. По результатам проведения аттестации служащего в течение одного месяца после ее проведения издается правовой акт государственного органа, предусматривающий: включение в кадровый резерв для замещения вакантной должности гражданской службы в порядке должностного роста; направление на профессиональную подготовку или повышение квалификации; понижение в должности гражданской службы.

Прекращение государственной службы предусматривает исключение государственного служащего из перечня лиц, занимающих в государственном органе штатную государственную должность государственной службы. Прекращение государственной службы является в некоторых случаях одновременно и окончанием служебной карьеры государственного служащего. В других случаях прекращение государственной службы связывается лишь с изменением служебного статуса государственного служащего

Прекращение государственной службы возможно только по тем основаниям, которые устанавливаются законодательством о государственной службе и законодательством о труде.

Основания прекращения государственной службы: смерть (гибель) государственного служащего; увольнение государственного служащего по основаниям, предусмотренным действующим законодательством; предельный возраст-65 лет, выход на пенсию, прекращение гражданства РФ; несоблюдение обязанностей и ограничений, разглашение сведений, составляющих государственную и иную охраняемую законом тайну; увольнение по другим основаниям: недееспособность, отказ от прохождения процедуры оформления допуска.

studfiles.net

Прохождение государственной службы

На государственную службу по контракту вправе поступать граждане, владеющие государственным языком Российской Федерации и достигшие возраста, установленного федеральным законом о виде государственной службы для прохождения государственной службы данного вида.

Федеральным законом о виде государственной службы определяется предельный возраст пребывания на государственной службе данного вида.

Предельный возраст пребывания на государственной гражданской службе – 65 лет.

Гражданин не может быть принят на гражданскую службу, а гражданский служащий не может находиться на гражданской службе в случае:

1) признания его недееспособным или ограниченно дееспособным решением суда, вступившим в законную силу;

2) осуждения его к наказанию, исключающему возможность исполнения должностных обязанностей по должности государственной службы (гражданской службы), по приговору суда, вступившему в законную силу, а также в случае наличия не снятой или не погашенной в установленном федеральным законом порядке судимости;

3) отказа от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну, если исполнение должностных обязанностей по должности гражданской службы, на замещение которой претендует гражданин, или по замещаемой гражданским служащим должности гражданской службы связано с использованием таких сведений;

4) наличия заболевания, препятствующего поступлению на гражданскую службу или ее прохождению и подтвержденного заключением медицинского учреждения. Порядок прохождения диспансеризации, перечень таких заболеваний и форма заключения медицинского учреждения устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;

5) близкого родства или свойства (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители и дети супругов) с гражданским служащим, если замещение должности гражданской службы связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому;

6) выхода из гражданства Российской Федерации или приобретения гражданства другого государства;

7) наличия гражданства другого государства (других государств), если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации;

8) представления подложных документов или заведомо ложных сведений при поступлении на гражданскую службу;

9) непредставления установленных настоящим Федеральным законом сведений или представления заведомо ложных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера;

10) несоблюдение ограничений, нарушение запретов и неисполнение обязанностей, установленных Федеральным законом «О противодействии коррупции».

Иные ограничения, связанные с поступлением на гражданскую службу и ее прохождением, за исключением упомянутых выше, устанавливаются федеральными законами.

Гражданский служащий осуществляет профессиональную служебную деятельность на должности гражданской службы в соответствии с актом о назначении на должность и со служебным контрактом и получает денежное содержание за счет средств федерального бюджета или бюджета субъекта Российской Федерации.

Поступление гражданина на гражданскую службу для замещения должности гражданской службы или замещение гражданским служащим другой должности гражданской службы осуществляется по результатам конкурса, если иное не установлено законом. Конкурс заключается в оценке профессионального уровня претендентов на замещение должности гражданской службы, их соответствия установленным квалификационным требованиям к должности гражданской службы.

Конкурс не проводится:

1) при назначении на замещаемые на определенный срок полномочий должности гражданской службы категорий «руководители» и «помощники (советники)»;

2) при назначении на должности гражданской службы категории «руководители», назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Президентом Российской Федерации или Правительством Российской Федерации;

3) при заключении срочного служебного контракта;

4) при назначении гражданского служащего на иную должность гражданской службы в случаях, предусмотренных действующим законодательством.

Отличия служебного контракта от обычного трудового договора:

– сторонами служебного контракта являются представитель нанимателя (государство, т.е. Российская Федерация, или соответствующий субъект Российской Федерации, а от их имени руководитель соответствующего государственного органа) и гражданин, поступающий на государственную гражданскую службу;

– установлены повышенные по сравнению с обычной трудовой правосубъектностью требования к лицу, поступающему на гражданскую службу: гражданство, достижение 18 лет, владение государственным языком Российской Федерации, специальные квалификационные требования и ограничения;

– условием является выполнение специфической трудовой функции (должности федеральной государственной гражданской службы учреждаются федеральным законом или указом Президента РФ, а должности государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации - законом или иным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации).

Для определения уровня профессиональной подготовки и соответствия государственного служащего занимаемой государственной должности государственной службы проводится его аттестация один раз в три года.

Аттестации не подлежат гражданские служащие, замещающие должности гражданской службы категорий «руководители» и «помощники (советники)», в случае, если с указанными гражданскими служащими заключен срочный служебный контракт.

Квалификационный экзамен проводится при решении вопроса о присвоении классного чина гражданской службы гражданскому служащему по замещаемой должности гражданской службы по мере необходимости, но не чаще одного раза в год и не реже одного раза в три года.

Общими основаниями прекращения служебного контракта, освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с гражданской службы являются:

1) соглашение сторон служебного контракта;

2) истечение срока действия срочного служебного контракта;

3) расторжение служебного контракта по инициативе гражданского служащего;

4) расторжение служебного контракта по инициативе представителя нанимателя;

5) перевод гражданского служащего по его просьбе или с его согласия в другой государственный орган или на государственную службу иного вида;

6) отказ гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы либо от профессиональной переподготовки или повышения квалификации в связи с сокращением должностей гражданской службы, а также при непредоставлении ему в этих случаях иной должности гражданской службы;

7) отказ гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы в связи с изменением существенных условий служебного контракта;

8) отказ гражданского служащего от перевода на иную должность гражданской службы по состоянию здоровья в соответствии с медицинским заключением либо отсутствие такой должности в том же государственном органе;

9) отказ гражданского служащего от перевода в другую местность вместе с государственным органом;

10) обстоятельства, не зависящие от воли сторон служебного контракта;

11) нарушение установленных настоящим Федеральным законом или другими федеральными законами обязательных правил заключения служебного контракта, если это нарушение исключает возможность замещения должности гражданской службы;

12) выход гражданского служащего из гражданства Российской Федерации;

13) несоблюдение ограничений и невыполнение обязательств, установленных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами;

14) нарушение запретов, связанных с гражданской службой;

15) отказ гражданского служащего от замещения прежней должности гражданской службы при неудовлетворительном результате.

admin-laws.ru

Прохождение государственной службы

⇐ ПредыдущаяСтр 50 из 52Следующая ⇒

 

Прохождение государственной службы начинается 6 момента поступления на нее и характеризуется любыми изменениями, происходящими в государственно-служебной деятельности лица, вплоть до её прекращения. Как правовое явление прохождение государственной службы — это совокупность правовых отношений, возникающих в связи с изменениями в государственно-служебной деятельности лица.

Государственно-служебная деятельность является сложным многообразном явлением. В ходе ее осуществления возникают, различные служебные правоотношения. У каждого государственного служащего они свои, особые, а прохождение государственной службы у них — отличное от других. Это обусловлено различиями должностей государственной службу, а также особенностями, которые привносят в процесс осуществления государственной; службы и реализации полномочий по должности сами государственные служащие.

Однако в государственной службе различных субъектов можно выделить общие, виды правовых отношений, которые регламентированы; правом № возникают независимо от каких-либо особенностей службы и субъектов ее несения. Отношения, обладающие общими признаками, целями и задачами, объединяются в группы и образуют этапы прохождения государственной службы. Таким образом, прохождение государственной службы — самостоятельная часть института государственной службы, которая включает в себя различные этапы. Общими» для всех государственных служащих являются следующие этапы ее прохождения: стажировка, аттестация; повышение квалификации, поощрение и ответственность, перемещение по службе, прекращение.

Таким образом, прохождение государственной службы начинается с момента замещения должности в результате поступления на нее и заканчивается в связи с ее прекращением. При этом поступление на государственную службу не включается нами в качестве этапа в прохождение государственной службы, а вылепляется как ее самостоятельный институт. По нашему мнению, поступление на) государственную службу является не этапом, а основанием для ее прохождения, обладает особенностями, имеет свои правовые основания и условия. Вместе с тем, законодательство и большинство ученых прохождение государственной службы понимают широко и включают в него в качестве одного из этапов поступление на государственную службу.

В процессе осуществления государственно-служебной, деятельности служащие проходят стажировку.

Стажировка для государственных служащих проводится в двух видах. Она может осуществляться с целью учёбы, привития профессиональных навыков при назначении на должность (если такая стажировка является обязательной). При этом она является условием, поступления на государственную службу. Стажировка также может представлять собой этап прохождения государственной службы, являясь одной из форм повышения квалификации после назначения на должность.

Стажировка как. этап прохождения государственной службы осуществляется с целью углубления теоретической и. специальной подготовки государственных служащих, совершенствования их профессиональных и деловых качеств, проверки практических навыков и организаторских способностей для более аффективной работы служащего на занимаемой должности, или на предполагаем мой должности более высокого уровня.

Виды стажировки: внутри республики и за рубежом краткосрочная (до 1 месяца) и долгосрочная (от 1 месяца до 1 года).

В каждом конкретном случае стажировки устанавливаются свои задачи. Задачами могут быть: обучение с целью восприятия лучшего опыта работы, новых методов организации и управления; изучение опыта работы профильного структурного подразделения государственного органа; получение новых практических навыков в результате непосредственного участия в работе государственного органа на конкретных должностях. Цели, конкретные задачи, сроки, условия стажировки определяются руководителем органа, направившего на стажировку. Организация и общее руководство ею осуществляется кадровыми службами направляющей организации.

В принимающей стажера организации приказом руководителя назначается руководитель-консультант из числа высококвалифицированных специалистов, который руководит, организует и контролирует работу стажера. По окончании стажировки стажеру выдаются все необходимые документы (характеристика-отзыв, свидетельство о прохождении стажировки и др. в соответствии с законодательством), а также стажером представляется отчет об итогах стажировки с приложением методических, практических, и других материалов. Руководитель органа на основании представленных материалов выносит свое решение об, успешности прохождения стажировки.

Прохождение стажировки служащими государственного аппарата регламентируется специальным нормативным актом — Положением» «О стажировке служащих государственного аппарата Республики Беларусь», утвержденною Постановлением Государственного комитета по труду и социальной защите населения от 31 марта 1994г. №42.

Аттестация государственных служащих является самостоятельным этапом прохождения государственной службы. Общей целью ее проведёния является совершенствование системы подбора и расстановки кадров для успешного решения задач государственной службы. Конкретная цель проведения аттестации определяется законодательством. Так в соответствии со статьей 18 Закона «Об основах службы в государственном аппарате» «служащие государственного аппарата проходят аттестацию е целью оценки их практической деятельности, уровня профессиональной подготовки, правовой культуры; способности работать с людьми». Аттестация должностных лиц таможенных органов проводится также в связи с необходимостью оценки их служебной деятельности, морально – деловых качеств, повышения их персональной ответственности за результаты работы.

Конечной целью проведения аттестации является определение соответствия государственных служащих предъявляемым им требованиям по замещаемым должность и перспективам их служебного роста. Аттестация, таким образом представляет своего рода оценку служебной деятельности (Государственных служащих.

В рамках общей цели проведения аттестации можно выделить ее конкретные задачи: установление соответствия занимаемой должности, выявление перспектив применения способностей государственных служащих, выявление, кандидатур в резерв на выдвижение, определение необходимости повышения квалификации, подготовки и переподготовки государственных служащих. Для обеспечения максимальной объективности оценки служебной деятельности; государственного, служащего аттестация осуществляется не единолично должностным лицом органа государственного управления, а специально созданной аттестационной комиссией, в установленном порядке с соблюдением всех необходимых процедурных форм.

Поскольку аттестация — это трудный процесс как для аттестуемого, так и для комиссии, установлена определенная очередность ее проведения. Как правило, аттестация в органах государственного управления проводится один раз в 5 лет. Сокращенные сроки установлены для руководящих работников — один раз в 2,5 года в виду особого характера замещаемых ими должностей и для дипломатических работников — один раз в 3 года в виду особого характера дипломатической службы, связанной, в том числе с ротациями по ней. Очередная аттестация должностных лиц таможенных органов проводится не чаще одного раза в два года; но не реже одного раза в три года. Судьи проходят очередную аттестацию как периодически — один раз в 5 лет, так и в исключительном порядке. Он применяется в отношении судей, впервые назначенных на должность судьи и не имеющих квалификационного класса,— в течение первых шести месяцев работы, а также при присвоении очередного квалификационного класса судьи — не позднее одного месяца со дня истечения срока его пребывания в присвоенном квалификационном класс: Исключительные случаи аттестации предусмотрены для таможенных работников, По приказу начальника таможенного органа его должностные лица аттестуются в связи с упущениями и недостатками в служебной деятельности.

Законодательством предусмотрены основания для проведения внеочередной аттестации служащих. Она возможна в связи возобновлением контракта, переводом на вышестоящую работу или другую деятельность, в целях присвоения более высокого разряда оплаты труда. Для некоторых категорий государственных служащих предусмотрены дополнительные основания проведения внеочередной аттестации. Так, например, согласно Указу Президента Республики Беларусь от 17 июля 1996 г. № 253 «О совершенствовании работы с руководящими кадрами в системе государственных органов» внеочередная аттестация может проводиться для руководящих работников, проработавших в должности более одного года и не прошедших курсов повышения квалификации; не достигших по истечении одного года положительных результатов в работе руководимой отрасли (предприятия, организации, учреждения).

Внеочередная аттестация судей проводится при назначении на должность судьи бессрочно, если судья был назначен (избран) на определенный срок полномочий; при назначении судьи на должность председателя, заместителя председателя соответствующего суда; при назначении судьи на должность судьи в вышестоящий суд; при досрочном присвоении квалификационного класса или понижении в квалификационном классе.

В практике не исключаются случаи, когда имеют место два и более оснований для проведения очередной, исключительной и (или) внеочередной аттестации. При наличии нескольких оснований для проведения аттестаций проводится одна аттестация.

Порядок проведения аттестации определяется законодательством Республики Беларусь. Для различных видов государственных служащих разработаны с учетом особенностей государственной службы и замещаемых ими должностей свои нормативные акты о порядке проведения аттестации. Так, например, правовым основанием для проведения аттестации служащих государственного аппарата является «Положение об аттестации служащих государственного аппарата» (постановление Министерства труда Республики Беларусь от 31 января 1994 г. № 182). Руководящие кадры системы государственных органов проходят аттестацию в соответствии с нормами Указа Президента Республики Беларусь «О совершенствовании работы с руководящими кадрами в системе государственных органов». Судьи проходят аттестацию в соответствии с Положением о квалификационной аттестации и квалификационных классах судей судов Республики Беларусь (утв. Указом Президента Республики Беларусь от 4 декабря 1997 г. № 6261). Должностные лица таможенных органов аттестуются в соответствии с Положением «О порядке проведения аттестации должностных лиц таможенных органов Республики Беларусь».

Во всех органах государственного управления на основании общих нормативных актов принимаются свои акты о порядке и условиях проведения в них аттестации. Например, решением Минского горисполкома от 13 марта 1997 г. № 195 утверждено Положение «Об аттестации государственных, служащих аппарата горисполкома, районных администраций, их подразделении, руководителей и заместителей руководителей городских служб, предприятий и организаций, основанных на коммунальной собственности», а решением Минского областного исполнительного комитета от 29 апреля 1996 г. утверждено Положение «О порядке проведения аттестации председателей райгорисполкомов и их заместителей, руководителей структурных подразделений облисполкома, областных служб, предприятий и организаций коммунальной собственности».

Аттестация в органах государственного управления проводится на основании приказа руководителя: Приказ об аттестации утверждает сроки и график проведения аттестации, список аттестуемых, председателя, секретаря и членов аттестационной комиссии, перечень необходимых материалов на аттестуемых и порядок их представления и доводится до сведения работников не менее чем за месяц до начала аттестации.

Аттестационная комиссия назначается из числа руководящих работников органа и его структурных подразделений, высококвалифицированных специалистов. В состав комиссии входят также представители работников и (или) общественных организаций — участников коллективных договоров (соглашений). При необходимости создаются несколько аттестационных комиссий, специализация которых зависит от особенностей профессионально-квалификационного состава работников, подлежащих аттестации.

Законодательством предусмотрены основания для освобождения от аттестации. От аттестации освобождаются: лица, проработавшие в должности менее одного года; выпускники учебных заведений, направленные в государственные органы по договорам (заявкам) в течение одного года работы после окончания учебного заведения; беременные женщины. Женщины, находившиеся в отпуске, по уходу за ребенком до трех лет, подлежат аттестации не ранее чем через год после выхода их на работу.

Важным направлением в работе с государственными служащими в сфере государственного управления является повышение квалификации. Основная цель повышения квалификации государственных служащих — обеспечение постоянного соответствия уровня их профессиональной подготовки задачам социально-экономического и политического развития республики, совершенствование управленческих знаний, умений и навыков, позволяющих успешно выполнять свои служебные обязанности.

Повышение; квалификации строится на принципах системности и периодичности, обязательности, дифференцированного подхода, перспективности.

Формы повышения квалификации: должностное — с отрывом от работы сроком до одного месяца; целевое — с отрывом от работы по мере необходимости при индивидуальной программе; обучение в виде стажировки, в форме ежемесячных семинаров, которые, проводятся по индивидуальной групповой программе, самообразование. Повышение квалификации может осуществляться в структуре органа государственного, управления и за его пределами, внутри республики и, за рубежом.

Одной из форм, превышения квалификации является самообразование. Самообразование по индивидуальным планам осуществляется между периодами систематической учебы путем участия служащих в проблемных семинарах и конференциях, а также через решение актуальных управленческих задач.

Процесс любого вида обучения, кроме самообразования, завершается одной из форм итогового контроля знаний: сдачей экзаменов, зачетов, защитой реферата (выпускной работы). При организованной форме повышения квалификации в учебных группах по итогам положительного завершения процесса обучения выдается соответствующий сертификат установленного образца. Организация повышения квалификации государственных служащих осуществляется руководством государственного органа.

Общие основы повышения квалификации, целевые учебные программы разрабатываются Академией управления при Президенте Республики. Это учебное заведение является ведущим вузом республики в общей системе повышения квалификации и непосредственно обеспечивает повышение квалификации руководящих работников органов государственного управления. Повышение квалификации на его базе обеспечивается ведущими учеными республики, профессорско-преподавательским составом Академии управления при Президенте Республики Беларусь, другими учебными и научно-исследовательскими организациями. В целях повышения эффективности учебного процесса, его практической направленности проводятся встречи со слушателями и организуются выступления перед ними руководителей органов исполнительной власти, опытных специалистов предприятий организаций, учреждений.

Руководящие кадры органов государственного управления обязательно не реже одного раза в год повышают квалификацию. Для обеспечения непрерывного роста профессионального уровня руководящих кадров устанавливается порядок, который предусматривает при назначении работника на новую должность обязательное повышение его квалификации по одной из существующих форм обучения.

Для обеспечения надлежащей реализации важного этапа прохождения государственной службы — повышения квалификации государственных служащих, в отраслевых системах управления создаются самостоятельные отраслевые институты повышения квалификации;

Работники правоохранительных органов (суда и прокуратуры) и учреждений юстиции повышают квалификацию в Институте переподготовки и повышения квалификации судей, работников прокуратуры и учреждений юстиции при Белгосуниверситете.

Прохождение государственной службы связано е «процессом перемещения по должностям и продвижением по государственной службе.

Перемещения — это любые изменения, затрагивающие изменения должностей государственного служащего, т.е. любое движение по служебной лестнице. Таким образом, понятие и сущность перемещения по административному праву отличаются от его понятия и сущности по трудовому праву. Согласно Трудовому кодексу перемещением признается любое существенное, изменение условий труда, занятие иной, не идентичной занимаемой ранее должности.

Перемещение в процессе прохождения государственной службы может осуществляться на вышестоящую должность, равнозначную должность, нижестоящую должность. Все названные виды перемещения возможны не только в пределах данного органа, но и при переходе, (переводе) на службу в другой орган.

Перемещения могут осуществляться по личной инициативе служащего, с его согласия и принудительно. По личной инициативе служащего возможны перемещения на нижестоящую и равнозначную должность, в том числе по состоянию здоровья и по семейным обстоятельствам. С согласия государственного служащего осуществляются перемещения в случае его перехода на вышестоящую или равнозначную должность по инициативе нанимателя при отсутствии причин для принудительного перемещения. Принудительное перемещение без согласия служащего может быть: на равнозначную должность — при необходимости замещения других должностей, для более целесообразного использования служащего о учетом его профессиональных, деловых и личных качеств или на нижестоящую должность — при, сокращении штатов или занимаемой должности и. невозможности перемещения на равнозначную должность, по состоянию здоровья, по итогам аттестации, в порядке дисциплинарной ответственности.

В процесса прохождения государственной службы осуществляемся продвижение государственных служащих по служебной лестнице. Продвижение это этап служебного роста государственного служащего. Оно может быть связано с перемещением на вышестоящую должность. В этом случае происходит прямой карьерный рост государственного служащего. Он осуществляется в форме вертикального продвижения.

Другие формы положительных изменений в карьере государственного служащего не связаны с ростом по должности. Они осуществляются в виде горизонтального продвижения, по службе и проявляются в присвоении более высокого квалификационного или тарифного разряда, категории, повышении в классе, звании, чине, ранге, увеличении денежного содержания.

В процессе прохождения государственной службы широко применяются все виды продвижения государственных служащих, так как они имеют большое значение и позволяют достичь двух важных целей: «госорган комплектуется компетентными, наиболее достойными кадрами, а сам служащий реализует свою естественную потребность в раскрытии своих способностей».

Прохождение государственной службы завершается ее прекращением. Она может прекращаться по основаниям, предусмотренным Трудовым, кодексов (ст. 35), а также по основаниям, предусмотренным в специальном законодательстве. Так, например, основанием для прекращения службы в государственном аппарате в соответствии со статьей 21 Закона «Об основах службы в государственном аппарате» может быть отставка служащего государственного аппарата. Право на отставку возникает при наличии совокупности указанных в законе условий: достижение определенного возраста, наличие установленного общего; специального (в качестве служащего государственного аппарата) стажа работы. Таким образом, выход в отставку с назначением пенсии в определённом размере возможен до достижения служащим пенсионного возраста.

Прекращение государственной службы возможно в связи с расторжением, контракта по основаниям, предусмотренным в нем. К ним, в частности, могут относиться: истечение срока контракта, не предоставление декларации о доходах и имуществе или указание в ней неполных (недостоверных) сведений и др. основания для его досрочного прекращения по инициативе нанимателя или по требованию служащего. Всё возможные основания для прекращения контракта со служащими государственного аппарат предусмотрены в Положении «О порядке и условиях заключения контрактов со служащими государственного аппарата».

 

Глава XII

КОНТРОЛЬ ЗА СУБЪЕКТАМИ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА

 

Читайте также:

lektsia.com